Сегодня:
24 марта, вторник 12:36
 
28.02.2014 г.

 

Центр психологической поддержки ТГМА

ЦПП ТГМА начал свою работу с 1 сентября 2013 года. Основные виды деятельности: психологическое консультирование (индивидуальное, групповое – по личному запросу); групповая психодиагностика.

Материально-техническое обеспечение ЦПП: Межвузовская психодиагностическая лаборатория качества жизни и личностного потенциала, оснащённая аппаратно-программным психодиагностическим комплексом «Мультипсихометр».

С момента создания Центра в него обратилось: лечебный факультет – 2 человека, педиатрический факультет – 1 человек, стоматологический факультет – 1 человек, 1 сотрудник ТГМА. Постоянное консультирование – 2 человека.

В период с сентября по декабрь проведено групповое психодиагностическое тестирование. Объект исследования: студенты 1-го курса лечебного факультета, всего – 195 человек. Предмет изучения: личностный адаптивный потенциал, нервно-психическая устойчивость. Методики: «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина», «Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

Обработка результатов велась с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр» на базе межвузовской психодиагностической лаборатории качества жизни и личностного потенциала кафедры философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества.

Анализ и интерпретация результатов.

Методика № 1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Для большинства испытуемых характерен средний уровень личностного адаптивного потенциала. Испытуемые обладают различными признаками акцентуаций характера, которые в привычных условиях частично компенсируются и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от условий внешней среды. Испытуемые данной группы, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявления агрессии, конфликтности. К представителям данной группы требуется индивидуальный подход, повышенное внимание, возможно – коррекция.

Методика № 2. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Для большинства испытуемых характерна удовлетворительная нервно-психическая устойчивость. Вероятность нервно-психических срывов является вероятной в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении оценки на профессиональную пригодность. В целом, прогноз благоприятный.

По результатам исследования аналитика показывает: большинство студентов первого курса лечебного факультета демонстрируют средние результаты по показателям адаптивности и нервно-психической устойчивости. Проблема: большое количество студентов с низкими показателями ЛАП и НПУ (64 и 58 человек соответственно). Рекомендации: проведение социально-психологического тренинга на повышение уровня адаптивных способностей, проведение индивидуальных форм работы с лицами группы риска.

Разработана программа социально-психологического тренинга на повышение уровня адаптивности и коммуникативности.

В период с февраля по май 2014 года будет осуществляться (согласно плану деятельности ЦПП) групповое психодиагностическое тестирование студентов 2-го курса лечебного факультета. Предмет исследования: оценка межличностных отношений в малой группе, социально-психологический климат коллектива.

28.02.2014 г.

В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера.

Субъективные оценки сотрудников деятельности вуза по обеспечению здорового образа жизни в вузе.

Исследование проведено в январе-феврале 2012 года на базе лаборатории психодиагностики кафедры философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и отечественной истории ТГМА под руководством заведующей кафедрой, д.ф.н., профессором Е.А.Евстифеевой  с использованием аппаратно-программного комплекса «Мультипсихометр» и разработанной сотрудниками кафедры анкеты социологического опроса. В исследовании приняли участие 84 сотрудника различных подразделений ТГМА.

По результатам анкетирования большинство сотрудников (95,2%) считают, что в медицинской академии  должна проводиться деятельность, направленная на сохранение здоровья сотрудников / обучающихся. По мнению респондентов, в системе Здорового образа жизни ТГМА учтены следующие составляющие: осуществление контроля за курением (1 место), регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий  (2 место) и здоровый режим работы и отдыха. (3 место). В целом субъективная оценка сотрудников в ТГМА располагается в диапазоне  «удовлетворительно» - «хорошо».

Результаты анкетирования сотрудников

«Субъективная оценка деятельности ТГМА по обеспечению здорового образа жизни»

1.     Знаете ли Вы о мероприятиях, проводимых в ТГМА в рамках Концепции формирования здорового образа жизни?

Да  95,2% (79 чел.)                                      нет   4,8% (4 чел.)

2.      Считаете ли Вы, что в ТГМА должна проводиться деятельность, направленная на сохранение здоровья сотрудников / обучающихся?

Да  95,2% (79 чел.)                                      нет   4,8% (4 чел.)

3.     Какие составляющие системы Здорового образа жизни, на Ваш взгляд, в ТГМА охвачены в наибольшей степени? (возможен выбор нескольких ответов)

a.     Оптимально организованное рабочее место- 4 место (20 чел.)

b.     Здоровый режим работы и отдыха – 3 место (21 чел.)

c.     Рациональное и полноценное питание – 6 место (15 чел.)

d.     Контроль за курением (выделение мест, запрет на территории) - 1 место

(4 чел.)

e.     Регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий

2 место - (29 чел.)

f.      Продуманная организация досуга - 10 место (1 чел)

g.     Воспитательные мероприятия, направленные на активизацию ценности здорового образа жизни - 5 место (17 чел.)

h.     Наличие кабинета психологической разгрузки и борьбы со стрессом -           9 место (3 чел.)

i.      Профилактические мероприятия, направленные на заботу о репродуктивном здоровьем молодежи – 8 место (6 чел.)

j.      Наличие экологического воспитания – 7 место (8 чел.)

k.     Развитие образовательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни – 6 место (15 чел.)

4.      Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале деятельность ТГМА по формированию здорового образа жизни:

«1» -8,4% (7 чел.)

«2» - 13,3% (11 чел.)

«3» - 43,4 % (36 чел.)

«4» - 30,1% (25 чел.)

«5» - 1,2% (1 чел.)

28.02.2014 г.

В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера.

Субъективные оценки обучающихся деятельности администрации вуза по обеспечению здорового образа жизни.

Исследование проведено в январе-феврале 2012 года на базе лаборатории психодиагностики кафедры философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и отечественной истории ТГМА под руководством заведующей кафедрой, д.ф.н., профессором Е.А.Евстифеевой с использованием аппаратно-программного комплекса «Мультипсихометр» и разработанной сотрудниками кафедры анкеты социологического опроса. В исследовании приняли участие 200 студентов, интернов и аспирантов всех факультетов.

По результатам анкетирования большинство обучающихся (87,5%) считают, что в медицинской академии должна проводиться деятельность, направленная на сохранение здоровья сотрудников/обучающихся. По мнению респондентов, в системе Здорового образа жизни ТГМА учтены следующие составляющие: обучающиеся выделили осуществление контроля за курением (1 место), регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (2 место) и развитие образовательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (3 место). В целом субъективная оценка обучающихся в ТГМА располагается в диапазоне «удовлетворительно» - «хорошо».

Результаты анкетирования студентов

«Субъективная оценка деятельности ТГМА по обеспечению здорового образа жизни»

  1. Знаете ли Вы о мероприятиях, проводимых в ТГМА в рамках Концепции формирования здорового образа жизни?

Да   86% (169 чел.)                                      нет 14% (31 чел.)

  1. Считаете ли Вы, что в ТГМА должна проводиться деятельность, направленная на сохранение здоровья сотрудников / обучающихся?

Да 87,5% (175 чел.)                           нет   12,5% (25 чел.)

  1. Считаете ли Вы что, в рамках Концепции формирования здорового образа жизни ТГМА учтены все составляющие системы Здорового образа жизни?

Да 61,5% (123 чел.)                                      нет 38,5% (77 чел.)

  1. Какие составляющие системы Здорового образа жизни, на Ваш взгляд, в ТГМА охвачены в наибольшей степени? (возможен выбор нескольких ответов)
    1. Оптимально организованное рабочее место- 5 место (47 чел.)
    2. Здоровый режим работы и отдыха – 8 место (30 чел.)
    3. Рациональное и полноценное питание – 6 место (45 чел.)
    4. Контроль за курением (выделение мест, запрет на территории) - 1 место

(81 чел.)

  1. Регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий

2 место - (73 чел.)

  1. Продуманная организация досуга - 9 место (29 чел)
  2. Воспитательные мероприятия, направленные на активизацию ценности здорового образа жизни - 4 место (50 чел.)
  3. Наличие кабинета психологической разгрузки и борьбы со стрессом -         10 место (23 чел.)
  4. Профилактические мероприятия, направленные на заботу о репродуктивном здоровьем молодежи – 9 место (29 чел.)
  5. Наличие экологического воспитания – 7 место (31 чел.)
  6. Развитие образовательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни – 3 место (61 чел.)
  7. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале деятельность ТГМА по формированию здорового образа жизни:

«1» - 7,5% (16 чел.)

«2» - 19,7% (38 чел.)

«3» - 34,5 % (69 чел.)

«4» - 29% (58 чел.)

«5» - 9,5% (18 чел.)

28.02.2014 г.

 

В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера.

Исследование стиля межличностных отношений между обучающимися и преподавателями. Методика «Лири-1» содержит в себе 12 шкал, достаточно полно отражающих особенности межличностных отношений в группе. Это шкалы лидерства, самодостаточности, агрессивности, подозрительности, зависимости, подчиненности, дружелюбия, альтруистичности, доминирования, конформности, акцентуированности и лжи (атипичность ответов).

А) В группе респондентов (студенты, ординаторы и аспиранты) на уровне среднестатистической нормы (4 – 7 баллов) получены результаты по следующим шкалам: конформность (4,42 балла), доминирование (4,90), лидерство (5,67), дружелюбие (5,52), альтруистичность (5,47), акцентуированность (5,52) подчиненность (6,01), зависимость (6,19), самодостаточность (6,67), агрессивность (6,76). Характерными чертами поведения в межличностных отношениях при этом можно считать сочетание достаточной гибкости при возможной твердости в отстаивании своих интересов. Типичными являются уверенность в себе, достаточная активность и оптимистичность.

Однако настораживает факт достаточно высокого уровня одной из неблагоприятных характеристик – подозрительности (8,01 балла) (рис.2). Это может отражать неприятие общепринятых норм вплоть до цинизма, недовольство и подозрительность по отношению к окружающим, стремление психологически отделить себя от других, разочарование и отчуждение, ведущие, как правило, к острой неудовлетворенности своими межличностными отношениями и депрессии. Такая акцентуированная черта поведения обнаружена более чем у половины опрошенных. А любая акцентуация может свидетельствовать о трудностях социальной адаптации.

Б) Во второй группе (сотрудники) резких акцентуаций поведения в межличностных отношениях не выявлено. Кроме того, показатели их «благоприятности» выше, чем в предыдущей группе. Так достаточно высок уровень дружелюбия (7, 12 балла) и низок уровень агрессивности (3,98) (рис.2).

Рис.2. Распределение уровней среднегрупповых показателей по шкалам методики «Лири-1» (особенности межличностных отношений) в группах «студенты» (ряд 1) и «сотрудники» (ряд 2).

Шкалы: 1- лидерство, 2 – самодостаточность, 3 – агрессивность, 4 – подозрительность, 5 – подчиненность, 6 – зависимость, 7 – дружелюбие, 8 – альтруистичность, 9 – доминирование, 10 – конформность, 11 – акцентуированность,

12 – атипичность ответов.

Таким образом, проведенное исследование особенностей социально-психологического климата коллектива и межличностных отношений среди студентов, ординаторов, аспирантов и сотрудников ТГМА выявило достаточно благоприятный психологический фон для учебы и работы. Однако обнаруженная акцентуированная черта поведения в межличностных отношениях первой группы – подозрительность - не может не настораживать. Это требует дальнейших более конкретных социально-психологических исследований с учетом особенностей распределения негативных тенденций по курсам (от младших к старшим), а также разработки программы профилактической коррекции.

28.02.2014 г.

 

В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера.

Исследование морально-психологического климата среди сотрудников и обучающихся. Психодиагностическое исследование выполнено с использованием стандартизованных методик «СП-климат-4» и «Лири-1» (определение особенностей социально-психологического климата (СПК) коллектива и межличностных отношений) на базе межвузовской лаборатории психодиагностики ТГМА. Обработка тестовых бланков производилась с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр», разработанного Российской инженерной академией; математико-статистическая обработка выполнялась на базе программы «SPSS-13». В исследовании приняло участие 200 респондентов группы «студенты», в которую вошли студенты с первого по шестой курсы, ординаторы и аспиранты ТГМА. Вторую группу составили 84 сотрудника академии: преподаватели, административный и учебно-вспомогательный персонал.

В результате проведенного скринингового исследования получены следующие результаты:

1. В рамках методики «СП-климат-4» (определение особенностей социально-психологического климата коллектива):

А) Первая группа «Студенты» продемонстрировала наличие благоприятного социально-психологического климата в целом в коллективе (среднегрупповой показатель равен 5,41 балла по 10-балльной шкале). Это свидетельствует о том, что подавляющее большинство опрашиваемых удовлетворены им и чувствуют себя достаточно комфортно внутри группы.

Б) Вторая группа «Сотрудники» также продемонстрировала наличие благоприятного социально-психологического климата (среднегрупповой показатель равен 6,39 балла по 10-балльной шкале). Это значение даже несколько выше, чем в первой группе. Однако оба показателя находятся в пределах статистической нормы: 4 – 7 баллов (рис.1).

Рис. 1. Уровень социально-психологического климата в группах респондентов: 1 – студенты, 2 – сотрудники

Однако хочется отметить, что ни одна из двух групп не показала высокий уровень СПК (более 7 баллов). Это свидетельствует о наличии определенных проблем и трудностей.

28.02.2014 г.

В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера.

1. Осуществляется обеспечение возможности оказания психологической помощи как студентам, так и сотрудникам ТГМА. При лаборатории работают квалифицированные специалисты с в/о по специальности «Психология» и соответствующей степени к. псих. н. (доц. Филиппченкова С. И., асс. Французова О. А., лаб. Мурашова Л. А.). В данном направлении работы используются методы психологической беседы, консультации, психологические и социально-психологические тренинги (СПТ), техники снятия психологического и нервного напряжения. В частности, применяются СПТ, ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков (например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и др.), СПТ, нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения (например коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия). Все мероприятия осуществляются на базе первичной и, при необходимости, вторичной психодиагностике.

1 - 6 из 6
Страницы:







Фотогалерея
Погода
© Официальный сайт ТГМУ — Тверской государственный медицинский университет — TSMU Official Website 2005 — 2023
При использовании материалов сайта активная гиперссылка обязательна.
Политика конфиденциальности