|
Инфраструктура для здоровьеформирования 2013 (10) Конкурсная документация 2013 (1) Модернизация для оздоровления 2013 (3) Обеспечение психологического благополучия 2013 (5) Обеспечение уровня проведения мероприятий 2013 (3) Обеспечение физической активности 2013 (18) Создание мотивации к здоровому образу жизни 2013 (21) Условия для здоровьеформирования 2013 (24) 17.03.2013 г.
В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера. Субъективные оценки сотрудников деятельности вуза по обеспечению здорового образа жизни в вузе. Исследование проведено в январе-феврале 2012 года на базе лаборатории психодиагностики кафедры философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и отечественной истории ТГМА под руководством заведующей кафедрой, д.ф.н., профессором Е.А.Евстифеевой с использованием аппаратно-программного комплекса «Мультипсихометр» и разработанной сотрудниками кафедры анкеты социологического опроса. В исследовании приняли участие 84 сотрудника различных подразделений ТГМА. По результатам анкетирования большинство сотрудников (95,2%) считают, что в медицинской академии должна проводиться деятельность, направленная на сохранение здоровья сотрудников / обучающихся. Однако лишь половина сотрудников (51,8%) знают о мероприятиях, проводимых в ТГМА в рамках Концепции формирования здорового образа жизни. Кроме того, только 14,6% сотрудников считают, что в рамках Концепции формирования здорового образа жизни ТГМА учтены все составляющие системы Здорового образа жизни. По мнению респондентов, в системе Здорового образа жизни ТГМА учтены следующие составляющие: осуществление контроля за курением (1 место), регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (2 место) и здоровый режим работы и отдыха. (3 место). В целом субъективная оценка сотрудников в ТГМА располагается в диапазоне «удовлетворительно» - «хорошо». Результаты анкетирования сотрудников «Субъективная оценка деятельности ТГМА по обеспечению здорового образа жизни» 1. Знаете ли Вы о мероприятиях, проводимых в ТГМА в рамках Концепции формирования здорового образа жизни? Да 51,8% (43 чел.) нет 48,2% (40 чел.) 2. Считаете ли Вы, что в ТГМА должна проводиться деятельность, направленная на сохранение здоровья сотрудников / обучающихся? Да 95,2% (79 чел.) нет 4,8% (4 чел.) 3. Считаете ли Вы что, в рамках Концепции формирования здорового образа жизни ТГМА учтены все составляющие системы Здорового образа жизни? Да 14,6% (12 чел.) нет 85,4% (64 чел.) 4. Какие составляющие системы Здорового образа жизни, на Ваш взгляд, в ТГМА охвачены в наибольшей степени? (возможен выбор нескольких ответов) a. Оптимально организованное рабочее место- 4 место (20 чел.) b.Здоровый режим работы и отдыха – 3 место (21 чел.) c. Рациональное и полноценное питание – 6 место (15 чел.) d.Контроль за курением (выделение мест, запрет на территории) - 1 место (4 чел.) e. Регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий 2 место - (29 чел.) f. Продуманная организация досуга - 10 место (1 чел) g. Воспитательные мероприятия, направленные на активизацию ценности здорового образа жизни - 5 место (17 чел.) h. Наличие кабинета психологической разгрузки и борьбы со стрессом - 9 место (3 чел.) i. Профилактические мероприятия, направленные на заботу о репродуктивном здоровьем молодежи – 8 место (6 чел.) j. Наличие экологического воспитания – 7 место (8 чел.) k. Развитие образовательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни – 6 место (15 чел.) 5. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале деятельность ТГМА по формированию здорового образа жизни: «1» -8,4% (7 чел.) «2» - 13,3% (11 чел.) «3» - 43,4 % (36 чел.) «4» - 30,1% (25 чел.) «5» - 1,2% (1 чел.) 17.03.2013 г.
В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера. Субъективные оценки обучающихся деятельности администрации вуза по обеспечению здорового образа жизни. Исследование проведено в январе-феврале 2012 года на базе лаборатории психодиагностики кафедры философии и психологии с курсами биоэтики, культурологии и отечественной истории ТГМА под руководством заведующей кафедрой, д.ф.н., профессором Е.А.Евстифеевой с использованием аппаратно-программного комплекса «Мультипсихометр» и разработанной сотрудниками кафедры анкеты социологического опроса. В исследовании приняли участие 200 студентов, интернов и аспирантов всех факультетов. По результатам анкетирования большинство обучающихся (87,5%) считают, что в медицинской академии должна проводиться деятельность, направленная на сохранение здоровья сотрудников / обучающихся. Однако лишь половина обучающихся (56%) знают о мероприятиях, проводимых в ТГМА в рамках Концепции формирования здорового образа жизни. Кроме того, только 38,5% обучающихся считают, что в рамках Концепции формирования здорового образа жизни ТГМА учтены все составляющие системы Здорового образа жизни. По мнению респондентов, в системе Здорового образа жизни ТГМА учтены следующие составляющие: обучающиеся выделили осуществление контроля за курением (1 место), регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (2 место) и развитие образовательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (3 место). В целом субъективная оценка обучающихся в ТГМА располагается в диапазоне «удовлетворительно» - «хорошо». Результаты анкетирования студентов «Субъективная оценка деятельности ТГМА по обеспечению здорового образа жизни» 1. Знаете ли Вы о мероприятиях, проводимых в ТГМА в рамках Концепции формирования здорового образа жизни? Да 56% (112 чел.) нет 44% (88 чел.) 2. Считаете ли Вы, что в ТГМА должна проводиться деятельность, направленная на сохранение здоровья сотрудников / обучающихся? Да 87,5% (175 чел.) нет 12,5% (25 чел.) 3. Считаете ли Вы что, в рамках Концепции формирования здорового образа жизни ТГМА учтены все составляющие системы Здорового образа жизни? Да 38,5% (77 чел.) нет 61,5% (123 чел.) 4. Какие составляющие системы Здорового образа жизни, на Ваш взгляд, в ТГМА охвачены в наибольшей степени? (возможен выбор нескольких ответов) a. Оптимально организованное рабочее место- 5 место (47 чел.) b. Здоровый режим работы и отдыха – 8 место (30 чел.) c. Рациональное и полноценное питание – 6 место (45 чел.) d. Контроль за курением (выделение мест, запрет на территории) - 1 место (81 чел.) e. Регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий 2 место - (73 чел.) f. Продуманная организация досуга - 9 место (29 чел) g. Воспитательные мероприятия, направленные на активизацию ценности здорового образа жизни - 4 место (50 чел.) h. Наличие кабинета психологической разгрузки и борьбы со стрессом - 10 место (23 чел.) i. Профилактические мероприятия, направленные на заботу о репродуктивном здоровьем молодежи – 9 место (29 чел.) j. Наличие экологического воспитания – 7 место (31 чел.) k. Развитие образовательных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни – 3 место (61 чел.) 5. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале деятельность ТГМА по формированию здорового образа жизни:
17.03.2013 г.
В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера. Исследование стиля межличностных отношений между обучающимися и преподавателями. Методика «Лири-1» содержит в себе 12 шкал, достаточно полно отражающих особенности межличностных отношений в группе. Это шкалы лидерства, самодостаточности, агрессивности, подозрительности, зависимости, подчиненности, дружелюбия, альтруистичности, доминирования, конформности, акцентуированности и лжи (атипичность ответов). А) В группе респондентов (студенты, ординаторы и аспиранты) на уровне среднестатистической нормы (4 – 7 баллов) получены результаты по следующим шкалам: конформность (4,42 балла), доминирование (4,90), лидерство (5,67), дружелюбие (5,52), альтруистичность (5,47), акцентуированность (5,52) подчиненность (6,01), зависимость (6,19), самодостаточность (6,67), агрессивность (6,76). Характерными чертами поведения в межличностных отношениях при этом можно считать сочетание достаточной гибкости при возможной твердости в отстаивании своих интересов. Типичными являются уверенность в себе, достаточная активность и оптимистичность. Однако настораживает факт достаточно высокого уровня одной из неблагоприятных характеристик – подозрительности (8,01 балла) (рис.2). Это может отражать неприятие общепринятых норм вплоть до цинизма, недовольство и подозрительность по отношению к окружающим, стремление психологически отделить себя от других, разочарование и отчуждение, ведущие, как правило, к острой неудовлетворенности своими межличностными отношениями и депрессии. Такая акцентуированная черта поведения обнаружена более чем у половины опрошенных. А любая акцентуация может свидетельствовать о трудностях социальной адаптации. Б) Во второй группе (сотрудники) резких акцентуаций поведения в межличностных отношениях не выявлено. Кроме того, показатели их «благоприятности» выше, чем в предыдущей группе. Так достаточно высок уровень дружелюбия (7, 12 балла) и низок уровень агрессивности (3,98) (рис.2).
Рис.2. Распределение уровней среднегрупповых показателей по шкалам методики «Лири-1» (особенности межличностных отношений) в группах «студенты» (ряд 1) и «сотрудники» (ряд 2). Шкалы: 1- лидерство, 2 – самодостаточность, 3 – агрессивность, 4 – подозрительность, 5 – подчиненность, 6 – зависимость, 7 – дружелюбие, 8 – альтруистичность, 9 – доминирование, 10 – конформность, 11 – акцентуированность, 12 – атипичность ответов. Таким образом, проведенное исследование особенностей социально-психологического климата коллектива и межличностных отношений среди студентов, ординаторов, аспирантов и сотрудников ТГМА выявило достаточно благоприятный психологический фон для учебы и работы. Однако обнаруженная акцентуированная черта поведения в межличностных отношениях первой группы – подозрительность - не может не настораживать. Это требует дальнейших более конкретных социально-психологических исследований с учетом особенностей распределения негативных тенденций по курсам (от младших к старшим), а также разработки программы профилактической коррекции. 17.03.2013 г.
В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера. Исследование морально-психологического климата среди сотрудников и обучающихся. Психодиагностическое исследование выполнено с использованием стандартизованных методик «СП-климат-4» и «Лири-1» (определение особенностей социально-психологического климата (СПК) коллектива и межличностных отношений) на базе межвузовской лаборатории психодиагностики ТГМА. Обработка тестовых бланков производилась с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр», разработанного Российской инженерной академией; математико-статистическая обработка выполнялась на базе программы «SPSS-13». В исследовании приняло участие 200 респондентов группы «студенты», в которую вошли студенты с первого по шестой курсы, ординаторы и аспиранты ТГМА. Вторую группу составили 84 сотрудника академии: преподаватели, административный и учебно-вспомогательный персонал. В результате проведенного скринингового исследования получены следующие результаты: 1. В рамках методики «СП-климат-4» (определение особенностей социально-психологического климата коллектива): А) Первая группа «Студенты» продемонстрировала наличие благоприятного социально-психологического климата в целом в коллективе (среднегрупповой показатель равен 5,41 балла по 10-балльной шкале). Это свидетельствует о том, что подавляющее большинство опрашиваемых удовлетворены им и чувствуют себя достаточно комфортно внутри группы. Б) Вторая группа «Сотрудники» также продемонстрировала наличие благоприятного социально-психологического климата (среднегрупповой показатель равен 6,39 балла по 10-балльной шкале). Это значение даже несколько выше, чем в первой группе. Однако оба показателя находятся в пределах статистической нормы: 4 – 7 баллов (рис.1). Рис. 1. Уровень социально-психологического климата в группах респондентов: 1 – студенты, 2 – сотрудники Однако хочется отметить, что ни одна из двух групп не показала высокий уровень СПК (более 7 баллов). Это свидетельствует о наличии определенных проблем и трудностей. 17.03.2013 г.
В рамках научно-исследовательской лаборатории психодиагностики осуществляется ряд мероприятий теоретического и практического характера.
1. Осуществляется обеспечение возможности оказания психологической помощи как студентам, так и сотрудникам ТГМА. При лаборатории работают квалифицированные специалисты с в/о по специальности «Психология» и соответствующей степени к. псих. н. (доц. Филиппченкова С. И., асс. Французова О. А., лаб. Мурашова Л. А.). В данном направлении работы используются методы психологической беседы, консультации, психологические и социально-психологические тренинги (СПТ), техники снятия психологического и нервного напряжения. В частности, применяются СПТ, ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков (например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и др.), СПТ, нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения (например коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия). Все мероприятия осуществляются на базе первичной и, при необходимости, вторичной психодиагностике. 17.03.2013 г.
Публикации по проблемам здорового образа жизни, оздоровления обучающихся и сотрудников 2012 г.
Для скачивания: 17.03.2013 г.
Участие в конференциях по вопросам здорового образа жизни 2012 г.
17.03.2013 г.
Для выполнения задач по обучению студентов здоровьеформирующим технологиям, в 2006 году была создана кафедра поликлинической педиатрии с основами формирования здоровья. ПАСПОРТ КАФЕДРЫ
Для обеспечения учебного процесса студентов ТГМА на цикле «Основы формирования здоровья детей и подростков Тверской области» был разработан Учебно-методический комплекс (УМК) по данной дисциплине. Дисциплина «Основы формирования здоровья детей и подростков Тверской области», в отличие от других циклов, является национально-региональным (вузовским) компонентом по Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (Москва, 2000) (раздел «Профессиональные дисциплины (ОПД.00), медико-профилактические дисциплины). Данная дисциплина введена по инициативе Департамента здравоохранения Тверской области при поддержке ректора Тверской медицинской академии и преподается студентам педиатрического, стоматологического и лечебного факультетов на 1-2 курсах. Целью преподавания данной дисциплины является подготовка студента к будущей профессиональной деятельности врача с акцентом на профилактическую направленность его работы, в том числе по вопросам медико-санитарного просвещения и обучения населения Тверской области здоровому образу жизни (ЗОЖ). Данный опыт был первым и единственным, внедренным в образовательный процесс среди медицинских Вузов РФ. Он получил достаточную известность и одобрение на федеральном уровне и в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования III поколения для медицинских Вузов по специальности «Педиатрия - 060103» дисциплина «Основы формирования здоровья детей» вводится как обязательный компонент.
Рабочие программы. Лечебный факультет: Основы формирования здоровья (*.doc 215 Kb) Педиатрический факультет: Основы формирования ЗОЖ (*.doc 250 Kb) Формирование ЗОЖ дошкольников (*.doc 233 Kb) Формирование ЗОЖ школьников (*.doc 234 Kb)
Также работает психолого-диагностическая лаборатория.
|